Теплопроводимость изоляционных материалов
Нагрев электрической машины определяется не только потерями, но и
температурой окружающей среды. Поэтому тепловое состояние машины оценивают по
превышению температуры ее частей над температурой окружающего воздуха, которая
принимается равной 40 °С. ГОСТ 183 устанавливает
предельно допустимое превышение температуры обмоток в зависимости от типа машины
и класса нагревостойкости их изоляции.
Способность изоляции проводить теплоту от
проводников обмотки к окружающему воздуху называется ее теплопроводностью.
Проводники, окруженные слоем изоляции из материала, плохо проводящего теплоту,
будут нагреваться сильнее, чем при ее хорошей теплопроводности, их температура
возрастает и процесс старения изоляции ускоряется.
Чтобы избежать
этого, для изоляции применяют материалы с высокой теплопроводностью, а выполняют
ее по возможности без включений воздуха. Для этого катушки обмоток после
наложения на них изоляции или после укладки обмотки в пазы
пропитывают электроизоляционными лаками. Лак заполняет все пустоты между слоями
изоляции и проводниками обмотки, повышает теплопроводность и
механическую прочность изоляции.