Однослойные обмотки
В статорах большинства одно- и двухфазных двигателей применяют всыпные однослойные обмотки с концентрическими катушками (рис. 2.26). Они имеют либо четыре вывода - начала и концы главной и вспомогательной фаз, -либо только три. При трех выводах концы главной и вспомогательной фаз соединяются между собой внутри корпуса и наружу выводится провод от места их со единения — общей точки обмотки.
Рис. 2.26. Схема
однослойной концентрической обмотки с m = 2, z = 16,
2р = 2, выполненной вразвалку
Для уменьшения вылета лобовых частей катушек однослойные обмотки час то выполняют вразвалку. Если число пазов на полюс и фазу четное, то обмотки вразвалку по существу не отличаются от таких же обмоток трехфазных машин. Если же число q нечетное, то большие катушки в группах делают «расчесанными» т. е. отгибают лобовые части половины их витков в одну, а второй половины — в другую сторону (рис. 2.27).
Рис. 2.27. Схема однослойной концентрической обмотки с
m = 2,z = 24, 2р = 4, q = 3, выполненной с
«расчесанными» катушками
Необходимость установки конденсаторов удорожает
однофазные двигатели увеличивает их габариты и снижает надежность, так как
конденсаторы выходя из строя чаще, чем двигатели. Поэтому большинство однофазных
асинхронных двигателей рассчитывают на работу только с одной — главной
обмоткой. Однако для того, чтобы их можно было пускать, устанавливают и
вторую — вспомогательную обмотку, которую часто называют пусковой. Она
предназначается только для создания вращающегося поля при пуске двигателя. Такие
однофазные двигатели называются двигателями с пусковой фазой (или с пусковой
обмоткой).