Съем, проверка, хранение и напрессовка подшипников.
Оборудование, приспособления, инструменты:
- пресс ручной ПЗП
- съемники
- щипцы или металлические крючки
- латунная конусная оправка.
- Промыть подшипники в промывочной ванне (операция № 5). Окончательную промывку демонтированных подшипников производят в керосине с добавкой 3...5 % (по объему) индустриального масла или заменяющего его для предотвращения сухого трения при роверке на легкость хода.
- Легкость хода подшипника проверяется в горизонтальном положении, насадив подшипник внутренним кольцом на конусную латунную оправку.
- Расконсервированные новые подшипники, так же как и демонтированные, необходимо предохранить от коррозии. При осмотрах, проверках и монтаже не допускается трогать рабочие поверхности подшипника руками, так как это вызывает появление точечной коррозии.
- При недлительном хранении промытые подшипники укладывают в железные банки и заливают минеральным маслом.
Съем и напрессовка подшипников
- При снятии и напрессовке подшипников усилие должно передаваться только на внутреннее кольцо. При снятии это достигается подбором сменных планок (рис. 6.2).
- При наличии защитной шайбы, которая опирается только на внутреннее кольцо подшипника, демонтаж производят, прикладывая усилие съемника к ней.
- Монтаж подшипников производят на чистом рабочем месте, чистым исправным инструментом, с соблюдением всех мер предосторожности против попадания в подшипник грязи, металлических или абразивных частиц. Запрещается оставлять смонтированные подшипники открытыми.
- Монтаж подшипников на шейки вала производят соответственно подобранной оправкой на специальном ручном прессе ПЗП.
- Посадка подшипников должна обеспечивать непроворачиваемость внутреннего кольца на шейках вала и возможность осевого перемещения в гнездах подшипникового щита.
- Перед монтажом подшипника нужно внимательно осмотреть посадочное место,
состояние упорного заплечика и галтели на шейке вала и в гнездах
подшипникового щита. Необходимо обратить внимание на то, чтобы на поверхностях
не было забоин, царапин и вспучивания металла, чтобы плоскость заплечика была
перпендикулярна шейке, а радиус галтели соответствовал фаске кольца.
В противном случае нельзя обеспечить правильную установку подшипника на шейку. Правильность установки определяется по равномерному прилеганию кольца к заплечику, проверяемому обычно по величине просвета. - После запрессовки не должно быть местных заеданий и притормаживаний.
Рис. 6.2. Снятие подшипников с вала
ротора
Смазка подшипников
-
Работоспособность подшипников зависит от первоначально произведенной при сборке смазки, так как конструкции многих электродвигателей не предусматривают смазку их в эксплуатации.
-
Подшипники в электродвигателях смазывают консистентной смазкой, заполнив ею ⅓ объема подшипниковой камеры. Характеристики смазок применяемых для подшипников электродвигателей, приведены в табл. 6.2.
Таблица 6.2. Применяемые в электродвигателях
смазки
Наименование и марка смазки | Допустимая рабочая температура, ˚С |
Область применения и особенности смазки |
Консистентная смазка ЦИАТИМ-201 | От +120 до -60 | Не допускается использовать смазку при температурах 100...
120 ˚С в условиях повышенной влажности |
Консистентная смазка ЦИАТИМ-202 | От+120 до -60 | Для смазки электродвигателей с высокими скоростями
вращения ротора. По свойствам сходна со смазкой ЦИАТИМ-201 |
Консистентная смазка ЦИАТИМ-221 | От+150 до -60 | Для смазки электродвигателей с высокой рабочей
температурой. Для работы в некоторых агрессивных средах. |