Двухплоскостные и трехплоскостные обмотки электродвигателя
В двигателях старого выпуска и при перемотке двигателей часто применяется всыпная концентрическая обмотка (рис. 2.13).
Рис. 2.13. Концентрическая обмотка статора при 2ρ =
4, z = 36, q = 3, а = 2, у =11; 9; 7
(1 -
12; 2-11; 3 -10)
В новых двигателях обмотки рассматриваемого типа имеют лобовые части, расположенные в двух или трех ярусах (плоскостях). В соответствии с расположением лобовых частей различают двухплоскостные (двухъярусные) и трехплоскостные (трехъярусные) обмотки.
На рис. 2.14 представлены развернутая схема и торцевая схема расположения лобовых частей однослойной концентрической духплоскостной обмотки трехфазной (m = 3) четырехполюсной (2ρ = 4) машины, имеющей сердечник с 24 пазами (z = 24). Обмотка выполнена с последовательным соединением катушечных групп в фазе, т. е. без параллельных ветвей (число параллельных ветвей, а = 1).
Рис. 2.14 Однослойная концентрическая двухплоскостная обмотка: a - развёрнутая схема, б - торцевая схема расположения лобовых частей
Что касается распределения катушечных групп по ярусам, то нетрудно видеть, что в одном и том же ярусе можно поместить лишь те катушечные группы, лобовые части которых не перекрещиваются между собой.
При показателе q, равном четному числу, однослойную концентрическую обмотку можно выполнить по-другому, изменив расположение половины катушек каждой катушечной группы, как показано на рис. 2.15, в этой обмотке q = 4. Лобовые части одной половины катушек каждой катушечной группы отогнуты вправо, а другой половины - влево. Такая обмотка называется концентрической обмоткой вразвалку. На схеме лобовые части катушек обмотки, выполненной вразвалку, располагаются как бы в трех плоскостях, поэтому такую обмотку часто называют трехплоскостной.
Рис. 2.15. Схема трехфазной однослойной
концентрической обмотки вразвалку (трехплоскостная) с z = 24,
2ρ = 2, q = 4, а = 2, у = 11; 9 (1 -12; 2
-11)
При укладке обмотки в машину лобовые части всех катушек
собираются так же, как и в обычной концентрической обмотке, в один пучок. Но при
выполнении обмотки вразвалку толщина пучка получается меньшей. Такая обмотка
несколько уменьшает длину вылета лобовых частей обмотки и, как следствие,
концентрическая обмотка вразвалку широко применяется в современных электрических
машинах